Дыхательная гимнастика – одна из разновидностей лечебного воздействия на организм человека. Это несколько комплексов несложных упражнений, которые разрешено делать, начиная с детского возраста и при большинстве болезней.
Виды Эффектов от дыхательной гимнастики
Дыхательная гимнастика рекомендована не только при болезнях легких. Она показана при любых состояниях, приводящих к вынужденному постельному режиму. Ее проводят при неврологических заболеваниях, патологиях пищеварительной системы, после операций и при снижении иммунитета, в детском возрасте даже при отсутствии текущего заболевания.
Какие результаты можно получить от дыхательной гимнастики? Они разнообразны и не ограничиваются только воздействием на легкие.
Основные эффекты:
- укрепление дыхательной мускулатуры;
- повышение жизненного объема легких;
- улучшение кровоснабжения тканей грудной и брюшной полостей;
- повышение усвоения кислорода из вдыхаемого воздуха;
- активация работы головного мозга;
- стимуляция сердечно-сосудистой системы и ее тренировка;
- снятие эмоционального и нервно-мышечного напряжения;
- улучшение отхождения мокроты из легких и бронхов (дренаж);
- снижение ощущения заложенности носа;
- регуляция моторики желудочно-кишечного тракта;
- укрепление иммунитета, снижение количества респираторных заболеваний в течение года;
- улучшение артикуляции у детей.
Дыхательную гимнастику можно проводить на любом этапе болезни и даже тогда, когда человек ощущает себя здоровым. Исключением являются первые несколько дней острого инфекционного процесса. В зависимости от целей и возраста используются различные комплексы упражнений. Они направлены на улучшение отхождения мокроты, контроль дыхания, обучение правильному носовому дыханию, тренировку мускулатуры грудной клетки и диафрагмы.
Есть много различных комплексов. Примером могут служить методика йогов, гимнастика по А. Н. Стрельниковой, занятия по К. П. Бутейко.
Принципы проведения дыхательной гимнастики
Дыхательная гимнастика должна проводиться регулярно. Причем больше пользы, чем один длинный цикл с нарушением техники из-за утомления, принесут несколько коротких подходов с правильным выполнением упражнений.
Помещение для занятий должно быть хорошо проветрено, температура воздуха – чуть ниже комфортной. Можно делать гимнастику на свежем воздухе, ведь для этого не требуется каких-то приспособлений. Но не стоит тренироваться около дорог и в запыленных местах.
Когда ребенок болен, дыхательная гимнастика должна проводиться только дома. После полного выздоровления ребенка регулярные занятия можно продолжать на свежем воздухе.
Для детей занятия проводятся в игровой форме, с использованием движений мышц плечевого пояса, разных типов дыхания и звуков на выдохе. Ребенка просят изображать животных и механизмы – паровоз, гуся, курицу, лягушку, собаку и так далее. Это делает объяснение упражнения понятным даже для дошкольников.
Когда дыхательной гимнастикой занимается взрослый человек, важно напрягать именно те мышцы, которые задействованы в каждом конкретном упражнении. Происходит постепенное овладение собственным телом, избавление от патологического типа дыхания, включение всех отделов легких в газообмен.
Дыхательная гимнастика эффективна только при правильном и регулярном выполнении упражнений. Это простой и совершенно бесплатный способ оздоровления организма.
Всем родителям хочется, чтобы их ребенок не болел. Необходимо развивать дыхательную систему ребенка, тем самым укрепляя защитные силы организма. Также дыхательная гимнастика стимулирует работу сердца, головного мозга, нервной системы, улучшает пищеварение. Занятия дыхательной гимнастикой необходимы детям, часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами.
Дыхательная гимнастика проводится в виде игры. Малыша просят изображать различных животных и выполнять действия. Во время этого включается вспомогательная дыхательная мускулатура, активно работает диафрагма, происходит правильный вдох и усиленный выдох. Все это улучшает состояние дыхательной системы и организма в целом. Упражнения надо повторять 6–8 раз, вдох делать только носом, а выдыхать полностью.
Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно не переусердствовать, чтобы у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах). Если начинает кружиться голова, то необходимо сложить ладошки вместе («ковшиком»), поднести их вплотную к лицу и несколько раз глубоко подышать в них (2-3 раза). После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.
В комплексном лечении детей с респираторными заболеваниями, дыхательная гимнастика может стать хорошим помощником на пути к выздоровлению. Специальный комплекс упражнений способствует освобождению бронхов от мокроты, уменьшению воспаления, облегчению состояния ребенка.
Комплекс дыхательных упражнений игрового характера для детей:
- «КУРОЧКИ»
Ребенка просят изображать кур, которые то спят, то хлопают крыльями. Это можно делать под ритмичные простые стихи, в виде игры. Когда курочки спят, то малыш стоит, чуть наклонившись вперед, свесив расслабленные руки и голову. А когда они хлопают крыльями, ребенок должен похлопывать себя по коленкам и на выдохе говорить «тах-тах-тах». После этого нужно, чтобы он поднял вверх руки и сделал глубокий вдох.
- «ПЧЁЛКА»
Для этого упражнения требуется особое исходное положение. Ребенок должен сесть на стул прямо, опустить голову и обхватить свою грудную клетку, скрестив руки. Необходимо поочередно изображать, как жужжит пчела и как она летает. На продолжительном выдохе ребенок произносит «ж-ж-ж», сжимая скрещенными руками свои ребра. А на вдохе через нос он раскидывает выпрямленные руки в стороны и максимально расправляет плечи. Чтобы выполнение упражнения стало более интересным, можно попросить малыша «полетать» по комнате с разведенными руками.
- «ВЫЙДЕМ ПОКОСИТЬ ТРАВУ»
При этом упражнении ребенок изображает движения косаря. Сначала он стоит, поставив ноги на ширине плеч и опустив руки. На вдохе он отводит руки вправо, скручивая тело и как бы замахиваясь косой. На выдохе он машет руками влево, говоря «зу-зу-зу».
- «МЫШКА И МИШКА»
Ребенок должен показать, какие дома у зверей и как мышка и мишка ходят в гости друг к другу (ходьба на носочках). У мишки дом большой, поэтому ребенок встает на носочки, тянется руками вверх и делает вдох. А у мышки домик маленький. Чтобы это изобразить, нужно сесть на корточки, опустить голову между колен и при этом сделать выдох со звуком «ш-ш-ш».
- «ВЕТЕР-ВЕТЕРОК»
Ребенка просят изображать ветер, который дует в разные стороны. Вдох делается через нос, стоя, голова прямо. Сильный выдох осуществляется через сложенные трубочкой губы. При этом на каждый выдох лицо поворачивается в сторону, поднимается вверх или направляется вниз. Эти движения чередуются с вращением руками, когда малыша просят разогнать тучи.
- «ЧУХ-ЧУХ, ПАРОВОЗ!»
Веселая и полезная игра. Ребенок ходит по комнате, имитируя согнутыми в локтях руками размашистые движения колес паровоза. При этом нужно, чтобы малыш на выдохе произносил «чух-чух», стараясь максимально полно освободить легкие от воздуха, и потом делал носом сильный вдох.
- «ЕЖИК»
Малыш должен присесть на корточки, как бы сворачиваясь в клубок подобно сердитому ежику. На выдохе он говорит «пф-ф-ф», изображая рассерженное фырканье колючего зверька. Погладьте ребенка, пусть он теперь на выдохе произносит «фр-р-р», как будто ежик успокоился и доволен.
- «ГУСИ ПОЛЕТЕЛИ»
Ребенок медленно и размеренно ходит по комнате, на вдохе плавно поднимая руки, как крылья, а на выдохе резко опуская и громко произнося «га-а-а».
- «КИПЯЩАЯ КАША»
Это упражнение может не сразу получиться у ребенка. Ведь живот должен выпячиваться (надуваться) на выдохе и втягиваться на вдохе. На выдохе дополнительно нужно продолжительно произносить «ф-ф-ф», изображая выход пара. Упражнение делается сидя. Одна рука на груди, другая – на животе.
- «СЕМАФОР, ИЛИ НАСОС»
Исходное положение – стоя с опущенными руками. На вдохе руки поднимаются вверх, на длинном выдохе произносится «с-с-с» и руки плавно опускаются.
- «МАЯТНИК»
Для выполнения этого упражнения потребуется гимнастическая палка или что-нибудь ее заменяющее. Ребенок должен держать ее за головой и тянуть к плечам, сводя лопатки. Из такого положения ребенок должен на выдохе наклоняться поочередно в обе стороны, произнося «ту-у-ух». На вдохе нужно, чтобы малыш принял исходное положение.
- «СИЛЬНЫЙ ДРОВОСЕК»
Малыша просят на вдохе поднять руки над головой и сложить их, будто держа топор. На выдохе вытянутые руки резко опускаются вниз между ног, тело при этом наклоняется. Ребенок будто бы рубит бревна, говоря на выдохе «бах».
- «КОНЬКОБЕЖЕЦ»
Ноги малыша стоят на ширине плеч, тело выпрямлено, а разогнутые руки заведены назад и сцеплены в замок. Ребенку необходимо подражать движениям конькобежца, на выдохе слегка приседая на сгибаемую ногу и произнося при этом «кр-р-р».
- «ЛЯГУШОНОК»
Это упражнение особенно понравится ребенку. Слегка присев и сделав при этом вдох, нужно прыгнуть вперед, будто бы на другую болотную кочку. Приземлившись, на выдохе ребенок должен громко и сильно квакнуть.
- «МЕЛЬНИЦА»
Малыша просят встать, соединить вместе стопы, вытянуть вверх руки и вращать ими, как лопастями ветряной мельницы, произнося на длинном выдохе «ж-р-р». Постепенно ускоряя движения, необходимо увеличивать громкость этих звуков.
- «ХОДЬБА»
Начинать и завершать комплекс гимнастических упражнений можно ходьбой. При этом дыхание должно быть ритмичным, с полными вдохами через нос. Ребенка просят ходить на носочках (одновременно вытягивая руки вверх), на пятках, на внешнем и внутреннем сводах стопы. Обязательно нужно следить за осанкой, чтобы плечи были опущены и отведены назад, лопатки сближены. Такое положение разворачивает грудную клетку и заставляет диафрагму активно участвовать в дыхании.
Гимнастику можно делать под ритмичную музыку или под специально подобранные стихи. Лучше выполнять часть упражнений вместе с ребенком, подавая ему пример и имитируя игру. Нужно следить, чтобы ритм дыхания малыша совпадал с движениями, все подъемы рук делались только на вдохе, а наклоны и приседания – на выдохе. Это поможет увеличить объем экскурсий грудной клетки, позволит участвовать в дыхании всем отделам легких. Вдох должен осуществляться только через нос, чтобы не пересыхала слизистая оболочка рта, а воздух согревался и очищался.
Регулярно выполняемая гимнастика способствует общему укреплению организма, развитию дыхательной мускулатуры и повышению эффективно используемого объема легких. Приучившись вдыхать только носом, ребенок получит дополнительную защиту от простудных заболеваний и респираторных инфекций.
Распечатать упражненияНе стоит пренебрегать дыхательной гимнастикой и общеразвивающими упражнениями. Это отличный способ повысить иммунитет ребенка и поддержать его физическое развитие.